Главная | Регистрация | Вход | RSS |
"БОЛТУНИШКА" |
|
Глоссарий по логопедии А Аграмматизм – нарушение речи, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Наблюдается потеря предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже. Автоматизация звука - один из этапов при исправлении неправильного звукопроизношения. Формирование правильного произношения звука в связной речи. Агрессивное поведение – враждебные действия, которые могут нанести физический или моральный ущерб другому человеку. Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и интеллекте. Причина – неблагоприятное воздействие на речевые области больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребёнком в доречевой период жизни. Алалия может быть моторная – затруднено овладение словарём и грамматическим строем языка при сохранном понимании речи. Алалия сенсорная - нарушается понимание речи окружающих при сохранном слухе - это является первопричиной недоразвития речи. Алексия – неспособность овладеть процессом чтения. Амнезия – расстройство памяти, неспособность к воспоминанию. Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе. Аудиометрия – измерение остроты слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты. Аутизм – состояние, характеризующееся погружением в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с реальностью, утратой интереса к реальной жизни. Анартрия – нарушение артикуляции, делающее практически невозможной речь из-за паралича речедвигательных мышц. Тяжелая форма дизартрии. Асфиксия новорожденных – кислородное голодание плода в момент родов. Афония - отсутствие звучного голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности. Афазия - полная или частичная утрата речи при сохранной функции артикуляционного аппарата и слуха, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга.
Б Барьер общения - психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. Как правило, барьер общения возникает между человеком с дефектом речи и его собеседником. (При этом собеседник впервые слышит дефектную речь данного человека.) Брадилалия – нарушение речи, выражающееся в патологически замедленном темпе речи. В Вербальный - 1) словесный, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный. Вокальный - исполняемый голосом; певческий. Г Гаммацизм – нарушение произношения звуков [Г,Г’]. Гнусавость – носовой оттенок голоса. Может наблюдаться при ринолалии. Гиперкинез – насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц. Гидроцефалия – водянка головного мозга; заболевание, характеризующееся избыточным скоплением жидкости в головном мозге. Грамматика – изучает формы словоизменения, словообразования, типы предложений. Д Дефект – физический или психический недостаток. Дети с нарушениями речи – дети с сохранным слухом и интеллектом, с недостатками в развитии речи. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте; характеризуется двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. Вызван поражением или травмой участка головного мозга, контролирующего движения мышц, до родов, во время родов или сразу после них. Дисграфия – нарушение письма; наблюдаются стойкие ошибки: искажения и замены букв, нарушения слитности написания отдельных слов, аграмматизмы на письме. Дислалия – нарушение звукопроизношения; как правило, сопровождается нарушением письменной речи. Дислексия – нарушение чтения; может быть замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного. Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата; наблюдается затрудненное произношение, т.к.ограничена подвижность органов речи. Дисфония - расстройство голоса. Голос есть, но страдает необычным тембром, слабостью и прерывистостью. Возникает, как следствие органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. З Заикание – сложное нарушение речи, характеризуется расстройством ритма и плавности судорожными запинками. Задержка речевого развития (ЗРР) - нарушение нормального темпа психического развития; ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста. Часто встречается у левшей. И Импрессивная речь - восприятие, понимание речи. Импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а импрессивная речь письменная - в зрительном восприятии текста (чтении). Интонация – характеризует просодику речи (силу, высоту, темп, тембр, мелодика). Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи. (При ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования; доступность образования для всех детей, в том числе для детей с особыми потребностями; дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инсульт - вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы; нарушается речь. Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту. К Каппацизм – нарушение произношения звуков [К, К’]. Картавость – нарушение произношения звуков [Р, Р’]. Косноязычие – устаревшее название нарушения произношения звуков. Л Ламдацизм – нарушение произношения звуков [ Л, Л‘]. Леворукость – использование левой руки при выполнении целенаправленных действий. Лексика – общность слов, входящих в состав языка. Лексико-грамматический строй – включает в себя лексику и грамматику. Логопедия – наука, которая изучает изучение развитие речи в норме, недостатки речи, занимается разработкой путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи. Логопед - специалист со специальным высшим образованием, занимающийся изучением, диагностикой и устранением недостатков речи у детей и взрослых. Логофобия – боязнь говорить. Логоневроз – невроз; проявляется в форме расстройства речи (заикание). М Мимико-жестовая речь – общение с помощью жестов. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – нарушение функции центральной нервной системы вследствие микроповреждений головного мозга. Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности. Моторика – двигательные функции организма человека. Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мнемотехника - приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций. Мутизм - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях. Н Нарушение структуры слова – искажение порядка слогов, сокращение их числа, ошибки в воспроизведении стечения согласных звуков. Нарушение речи – расстройство речи. Нёбная расщелина - аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей нёба, приводит к нарушению сосания, глотания и речи. Нёбо мягкое - задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба. Нёбо твёрдое - часть нёба, имеющая твёрдую костную основу. О Общение – процесс установления и развития контактов между людьми. Общее недоразвитие речи (ОНР) – включает в себя нарушения: звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, недостаточность словаря, часто – слоговой структуры слова. Органы артикуляции – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Правильная артикуляция обеспечивает чистую речь. Ортодонтия - занимается исправлением неправильно расположенных зубов, коррекцией прикуса; дословно ортодонтия означает «ровные зубы». П Постановка звука - создание при помощи специальных приёмов правильной артикуляции. Сложный, многоплановый процесс. Делается исключительно под руководством специалиста - логопеда. Прикус - соотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании. Персеверация – упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи. Р Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса (носовой оттенок) и звукопроизношения. Ринофония - изменение только тембра голоса (носовой оттенок), звукопроизношение не нарушено. Ротацизм - нарушение произношения звуков [Р,Р']. С Сензитивный период – этап развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения какого-либо вида деятельности. Сигматизм – нарушение произношения свистящих [C,C’,З,З’,Ц] и шипящих [Ш,Ж,Ч,Щ] звуков. Словарь активный – запас слов, используемых в устной речи. Словарь пассивный – запас слов, понимаемых человеком, но не используемых в устной речи. Может использоваться в письменной речи. Спонтанная речь – непроизвольная речь. Судороги речевые – непроизвольные сокращения и расслабления мышц (клонические судороги – кратковременные, тонические – длительные сокращение мышц вследствие одного импульса). Сурдопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением слуха. Т Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа. Темп речи – скорость речи; может измеряться количеством слов в единицу времени. Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с глубоким нарушением речи. Тремор – непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела. У Уздечка языка – подъязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [Ш,Ж,Р,Л]. Уранопластика – операция по устранению расщелины твердого нёба. Ф Фонематический слух – способность к различению звуков (фонем). Необходим для успешного овладения чтением и письмом. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение произношения звуков и фонематического слуха. Фонетическое недоразвитие (ФН) – нарушение произношения звуков. Фонастения – нарушение голосообразования. Часто – следствие голосовой нагрузки. Х Хейлопластика – операция по устранению расщелины верхней губы. Хиттизм – нарушение произношения звуков [Х,Х’]. Э Экспрессивная речь – активное устное или письменное высказывание. Эхолалия – автоматическое повторение услышанных слов. Вместо слов человек повторяет обращенный к нему вопрос. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |